Пресс – атташе команды «Зенит» (Пенза) Николай Шумилин каждое утро обливается холодной водой, а зимой купается в проруби.
«Вишневое» детство
… Он родился в Бурятии, в семье офицера-пограничника. Родители переехали в Пензенскую область — в Тамалинский район. Через годы Шумилин так напишет о своей малой родине:
Поют в Вишневом соловьи.
В невестах яблони и вишни,
И даже за рекою слышно,
Поют в Вишневом соловьи.
Поют в Вишневом соловьи,
Цветеньем майским воздух дышит.
Я это чутким сердцем слышу —
Поют в Вишневом соловьи…
Магнетизм изумрудного поля
Притяженьем своим нас зовет.
Ты, «Зенит», наша песня и воля,
И души лебединый полет!..
Это строчки гимна футбольного клуба «Зенит», исполняемого перед каждым матчем нашей команды в чемпионате России. Его автор — Николай Шумилин, Николай Федорович прекрасно известен пензякам, ведь много лет работал в администрации областного центра.
А любители спорта знают его как преданнейшего участника всех турниров и товарищеских игр ветеранского футбола.
Николай Шумилин с детства увлекался бегом, гимнастикой, лыжами, волейболом. Серьезно занимался шахматами, был чемпионом школы.
Не поступив в первый раз в институт, вернулся в родное село, устроился грузчиком в колхоз им. С.М. Кирова. И даже эту работу «приспособил» для спорта: зимой, загрузив мешками сани, сам в них не садился, а бежал за лошадкой до соседней деревни семь километров.
Футбольная душа
Потом были Пензенский педагогический институт, историко-филологический факультет, учительство на селе, преподавание философии в родном вузе, учеба в Саратовской высшей партшколе… По партийной линии Шумилин поработал в райкоме и обкоме партии, в Доме политпросвещения.
С 1993 по 2003 годы — целое десятилетие — Николай Федорович был заместителем главы администрации города Пензы, отвечая за социальные службы, культуру и спорт. Горожане и журналисты его любили в том числе и потому, что он никогда не позволял себе унижать людей.
Еще все знали его как классного ветерана-футболиста.
Шумилин заболел футболом в десятилетнем возрасте, слушая радиорепортажи Николая Озерова с чемпионата мира 1958 года в Швеции и переживая перипетии матчей сборной СССР с австрийцами, англичанами, бразильцами.
Студентом он играл на чемпионатах города и области за команду «Дизелист», затем в течение пяти лет — за «Химмаш» и десять сезонов — за «Зарю». Его партнерами по игре были Юрий Артемов, Анатолий Мартынов и другие известные футболисты Пензы. А в 1978 году сыграл один матч в розыгрыше Кубка КФК России в составе пензенского «Гранита» с тренером Николаем Акимовым.
В 1994 году организовал вместе с тогдашним главой городской администрации Александром Калашниковым футбольную команду «Мэрия-Заря», ставшую на многие годы многократным победителем областных ветеранских турниров. Команда снискала уважение соперников на международных турнирах среди футбольных команд парламентов и правительств администраций областей и мэрий городов России и стран СНГ.
На многочисленных памятных турнирах и товарищеских встречах футболистов-ветеранов Николай Федорович неизменно играл в защите, но очень часто подключался к атакам.
Болельщики со стажем прекрасно помнят матч 1997 года между ветеранами Пензы и московского «Спартака» (с именитыми футболистами Ринатом Дасаевым, Юрием Гавриловым, Федором Черенковым, Сергеем Родионовым и другими). Победили пензенцы — 3:2.
А в 2001 году пензенские футбольные ветераны и чиновники обставили команду МЧС во главе с министром Сергеем Шойгу — 6:5.
Пять лет Шумилин работал и возглавлял Пензенский горспорткомитет. Об этом периоде он говорит так:
— Работа организатора сложна и многогранна. Но гораздо ближе к спортсменам тот функционер и руководитель, который сам прошел через спорт, знает, что такое тренировка, соревнования, любит спорт, а не себя в спорте.
Спортивная закалка помогла Николаю Федоровичу стать сильным, здоровым, крепким, «двужильным», как говорят про него друзья. И он до сих пор бегает, подтягивается на турнике, каждое утро обливается холодной водой, а на Крещение купается в проруби на Чистых прудах.
Барселона — моя вдохновительница
Вторая, после футбола, страсть Шумилина — поэзия.
Стихи Николай Федорович начал писать еще студентом. А к пятидесяти годам, по его признанию, «будто добрый волшебник в меня поэтические силы вдохнул». «Волшебник», что любопытно, посетил Шумилина в Испании, когда чиновник городской администрации побывал там вместе с хором Владимира Каширского. Его поразила красота Барселоны, багровый закат солнечного шара над великолепным лазурным Средиземным морем с золотой косой на волнах…
А через несколько лет в его первой книге будет написано:
Я легкий ускоряю бег,
Упругую толкая землю,
И мир, каким он есть, приемлю,
И радуюсь тебе, мой век.